Сравнение монстров в мире Ведьмака и их прототипов из мифологии
Мифология славян наполнена разнообразными существами, а многообразие видов и форм поражает воображение. Древние духи и различные монстры соседствуют с лесными нимфами и добрыми домашними духами на страницах книг, а также неразрывно связаны с миром людей.
Что касается вселенной «The Witcher», то она была буквально вдохновлена персонажами славянских легенд и сказаний. Некоторые существа, даже являются полной копией своих мифологических прототипов. Это лишний раз подтверждает, что древние славяне создали невероятно большой и захватывающий мир сказаний и легенд.
В данной статье речь пойдет о зловещих и мрачных существах, сказки и легенды о которых способны напугать даже в наше современное время, что уж говорить о древних славянах, враждующих с ними испокон веков.
Стрыга. Мифология народов мира
Существо упоминавшееся еще в мифологии Древнего Рима, но нашедшее отклик в сердцах людей гораздо позже, в западнославянских и карпато-балканских легендах и сказаниях.
Первые упоминания о стриге были в поэме Овидия «Фасты» и в романе Петрония «Сатирикон».
Стрига (в древнеримской мифологии) – крылатая ведьма, ведущая свое происхождение от гарпий. Название свое она получила от слова «strix» (с латинского - неясыть). Согласно преданиям, стриги могли принимать облик совы-неясыти, охотились по ночам, и исключительно на детей. Похитив ребенка, стрига оставляла на его месте соломенное чучело. Попав в лапы этого монстра, у ребенка не было шансов на спасение, стрига выпивала его кровь, а затем съедала внутренности. Родители, заботящиеся о своих детях, верили, что оберег из белого терновника сможет защитить их чадо от ведьмы.
Примечательно то, что именно эти стриги стали основными прототипами вампиров.
Румыния
Следующие упоминания об этих созданиях появлялись значительно позже, но все же наибольшую популярность легенда о стриге нашла в румынском фольклоре, а позднее прочно засела в культуре славян.
В румынской мифологии этого вампира знали уже под другим названием – «стригой».
Стригоями называли вампиров, которыми после смерти становились люди, ушедшие из жизни не своей смертью, либо же ведьма, которая еще при жизни стала стригоем. Обычный же человек мог стать стригоем, только после смерти, но только в том случае, если в его тело вселится злой дух. В одних румынских сказаниях стригои описаны как существа с рыжими волосами, голубыми глазами и бледной кожей, а также имевшие в арсенале два сердца. В других же и вовсе описывалось, что вампиры могут менять внешность. Также считалось что стригои не разлагаются, и даже если они сотни лет покоятся в сырой земле, внешний вид остается без изменений.
Румыны выработали несколько способов по определению стригоя. Если подозреваемый уже похоронен, на кладбище приводят лошадь и начинают переводить ее через могилы, если лошадь переступает спокойно, в могиле упокоившийся человек, а вот если встает на дыбы, да и в целом ведет себя беспокойно, то это верный признак того, что в могиле дремлет стригой. Еще одним способом определения стригоя был огонь. Если во время похорон возникали сомнения, к телу подносили огонь, боясь сгореть стригой вскакивал и набрасывался на людей.
Способов расправы с вампиром также было несколько. Первым способом считался классический деревянный кол в сердце (сердца). Более действенным методом считалось отсечение головы и расположение ее в ногах, лицом вниз. Самым тривиальным методом избавления от чудища, было сожжение его тела. Но самым замысловатым способом, было закрепление серпа над его шеей, и если стригой все-таки решит подняться, то одним неловким движением лишится своей головы. Вывод таков: румыны креативно подходили к решению данного вопроса.
Польша
В сказаниях государства, располагавшегося на территории современной Польши – Силезии, существовал аналог стрыги, но назывался «стржига» или «стржигун» - если особь была мужского пола. С румынским собратом у стржиги было много общего, но отличий все же было больше. Так, например стржигой, по силезским преданиям, человек становился при рождении, а также помимо двух сердец, у существа было и две души. Отличали младенцев стржиг от людей наличием двух рядов зубов. Также считалось что после смерти этого создания, одна душа покидала тело, а вторая была заперта в гробу, в котором оно было похоронено. В Силезии верили, что после смерти стржига могла наслать болезни и смерть на семью и ближайших соседей.
Стржига долгое время была излюбленным персонажем многих писателей той эпохи, но постепенно пальму первенства перехватили вампиры, а сама стржига стала ассоциироваться с эпидемиями и болезнями, распространяющимися в те времена по территории Европы. Во времена эпидемий, люди гибли целыми селениями, оставшиеся же в живых не особо разбирались в происходящем, вот и объясняли это божьей карой или колдовством. Собственно, именно по этой причине, люди приписывали проклятиям и разного рода монстрам типа стржиги, смерти от болезней и эпидемий. Также, образ стржиги как и вампира, тесно связан с эпидемиями. Ведь из-за обильного количества смертей и неразвитой медицины, ослабленных болезнью, но живых людей принимали за умерших и хоронили. Если тело эксгумировали, и несчастного находили в неестественных позах, с расцарапанными лицом и руками, то его считали стржигой и «разбирались» с ним уже как с монстром.
Другие славянские народы
Образ стржиги существовал и даже был популярен среди таких славянских народов как словаки, словенцы, а также украинцы. Они называли этого монстра штрига. Штригой называли ночную бабочку, в которую вселилась душа ведьмы или колдуньи, которая вредит людям и пьет их кровь. На территориях Поволжья и Русского Севера существовала легенда о «стриге». Стригой называли колдунью-пережинщицу, которая в ночь на Ивана Купалу, состригала колосья на чужих полях, таким образом она увеличивала свой урожай и губила чужой.
Долгое время образ стрыги в разной интерпретации был широко распространен, однако его потеснили более разрекламированные собратья-вампиры разнообразных форм и видов. В связи с чем, до недавнего времени о нем несправедливо забыли. Однако, с появлением цикл книг, а позже - и игр серии «The Witcher», о стрыге вновь начали вспоминать. Также в одной из серий (1 сезон 18 серия) некогда популярного сериала «Сверхъестественное» фигурирует существо под названием штрига. Правда, сериальный монстр больше напоминает первоначальный, древнеримский прототип, но менее кровавый. В сериале штрига является вампирической ведьмой, высасывающей жизненный силы детей.
Что касается цикла книг о Ведьмаке Анджея Сапковского, то читатель знакомится со стрыгой в сборник рассказов «Последнее желание».
Стрыга. «The Witcher»
Книжная серия «The Witcher»
Вызима 1256 год. Ведьмак по имени Геральт из Ривии прибыл в столицу Темерии по заказу на убийство некой упырицы, именуемой стрыгой. Велерад - градоправитель Вызимы, рассказывает ведьмаку историю заколдованной принцессы.
По словам ипата, на свет она появилась четырнадцать лет назад. Упырица является мертворожденной дочерью короля Фольтеста – правителя Темерии и его родной сестры Адды, скончавшейся во время родов. При рождении девочка была названа Аддой - в честь матери, и похоронена вместе с ней в фамильном склепе королевского дворца.
Спустя семь лет, девочка Адда, приняв облик стрыги, стала выбираться из своего саркофага. Она терроризировала округу убивая и поедая встретившихся на ее пути людей. Происходило это во время каждого полнолуния. Построив новый замок, Фольтест оставил дворец в распоряжение дочери-монстра. В поисках наилучшего способа убить чудовище, король организовал консилиум магов и знахарей. Один из собравшихся предложил альтернативный метод решения проблемы, он вызвался расколдовать девочку, проведя ночь рядом с ее саркофагом. Однако, его попытка не увенчалась успехом, стрыга его съела.
Чувствуя себя виновным в смерти сестры, а также лелея в душе надежду вернуть дочь, Фольтест ухватился за идею расколдовать чудовище. Новым указом он наложил запрет на убийство упырицы, а тому, кто ее расколдует назначил хорошую награду.
Тем временем девочка Адда росла и становилась сильнее, каждое полнолуние она выбиралась из своего склепа и поедала оказавшихся вблизи ее дворца несчастных, также, ей скармливали преступников, которые были приговорены к смерти. По грубым подсчетам, в год она убивала около пятидесяти людей. Жители города постепенно привыкли к такому соседству, они крепко запирали двери своих домов и обходили стороной старый дворец. Нередко находились желающие получить награду, а когда они терпели неудачу, ими-то и питалась стрыга. Ведьмаки же и вовсе отказывались, узнав, что чудовище нужно расколдовать, а не убить. Выбираясь за границы своего убежища, стрыга была осторожна и умело обходила расставленные ловушки.
По прошествии шести лет, темерские вельможи, уже порядком устав от происходящего, собрали некоторую сумму денег на ведьмака, чтобы просто убить стрыгу, естественно все это они хотели провернуть за спиной короля.
После того как Велерад закончил рассказ, Геральт все же согласился взять заказ. Позже, во время личной аудиенции, король расспрашивает ведьмака о природе проклятья, и дает согласие на убийство стрыги, если не будет иного выхода. Геральт в свою очередь высказывает сомнение относительно того, что такое мощное проклятие, требующее сильной и направленной воли, могло стать результатом кровосмешения, однако ведьмак предполагает, что связь короля с сестрой могла стать этому причиной. В той же беседе ведьмак предупреждает, что вероятнее всего у расколдованной четырнадцатилетней девочки, умственное развитие будет на уровне пятилетнего ребенка, и дает несколько советов как не допустить рецидива превращения.
Следующей ночью Геральт отправился в старый дворец, в склепе которого обитает стрыга. Туда же пришел и местный вельможа, Острит. Предложив ведьмаку плату и не объясняя причин, приказал тому проваливать из города. Когда ведьмак отказался, вельможа на него напал, вследствие чего был оглушен. Очнувшись, вельможа поведал ведьмаку свою историю. Острит был влюблен в сестру короля, а когда узнал о деталях их связи, направил весь свой гнев на их ребенка, тем самым проклял его. Дальше судьба Острита была решена, ведьмак использовал его как приманку для стрыги. Она быстро с ним расправилась, а затем принялась за ведьмака, однако встретила достойный отпор со стороны охотника. Испугавшись такого напора и силы, упырица ретировалась. Ведьмак беспрепятственно спустился в склеп и занял саркофаг Адды-младшей, запечатал знаком его крышку, выпил сильный эликсир, замедляющий сердцебиение.
Выбравшись на утро из саркофага, ведьмак обнаружил лежащую на полу девочку на вид лет четырнадцати, со спутанной копной рыжих волос. Он решил осмотреть ее на наличие клыков и когтей, однако проклятие еще не успело развеяться, и все еще обладающая силой монстра принцесса ранила Геральта. Превозмогая боль, он прижал принцессу к полу и держал до момента пока проклятье не спадет, а после потерял сознание от потери крови. Очнулся Геральт спустя несколько дней, в покоях королевского замка, Велерад рассказал ему что проклятие с принцессы снято, однако она и впрямь отстала в развитии. После этой истории, восстановиться полностью Геральт смог лишь в храме богини Мелитэле, с помощью главной настоятельницы Нэннеке.
Игровая серия «The Witcher»
Следующая встреча ведьмака с принцессой Аддой происходит уже в игровой вселенной. В 1271 году Геральт прибывает на приём у Леуваардена, там же он встречает уже повзрослевшую Адду, которая выросла разбалованной и высокомерной, однако ведьмак может расположить Адду к себе, презентовав ей любимое блюдо – стейк из катоблепаса. Принцесса была настолько впечатлена действиями Белого Волка, что пригласила его на личную встречу после окончания приема.
По ходу продвижения сюжета, ведьмак узнает, что Адда состоит в сговоре с «Саламандрами», и настроена захватить трон своего отца. Вместе со своими заговорщиками она участвовала в покушении на Геральта, однако ведьмаку удалось избежать смерти не без помощи волшебницы – Трисс Меригольд.
Спустя некоторое время, король Фольтест вновь нанимает ведьмака для того, чтобы тот вновь снял с Адды проклятие стрыги, Геральт берется за это дело и по совместительству расследует причину рецидива. Велерад (ипат Вызимы) и Родерик де Ветт (любовник принцессы) настаивали на убийстве стрыги, чтобы избежать подобных повторений проклятья.
Один из исходов заказа на стрыгу
Геральту предстоит сделать сложный выбор: если он убьет принцессу, то раз и навсегда прекратит смерти мирных жителей; а если снимет проклятье, заслужит уважение и расположение короля и его приближенных. Однако сама принцесса после снятия проклятья шокированная своими действиями и жертвами, не выразит какой-либо благодарности.
Также в ходе своего расследования Геральт узнает, что Родерик де Ветт, является предателем, и тем, кто спровоцировал проклятье стрыги. Родерик не успевает скрыться и ведьмачий меч правосудия его настигает.
Если Геральт идет путем спасения Адды через снятие проклятья, то она становится женой Радовида Реданского, что способствует укреплению отношений Темерии и Редании. Примечательно также то, что Адда в образе стрыги будет в числе тех, кто поможет Геральту в Ледяной пустоши. (Конечно, при условии, что ведьмак ее убил).
Во второй и третьей частях игровой серии Адда не появляется, однако есть некоторые отсылки и упоминания о ней.
«Ведьмак 2: Убийцы Королей»: Если Геральт не убивал Адду в первой части, и игрок перенес эти сохранения, то Фольтест, перед началом осады замка Ла-Валеттов, поведает ведьмаку о том, что она вышла замуж за Радовида. Если же Белый Волк убил принцессу, а позже поведал королю о том, что таинственный убийца также является ведьмаком, Фольтест сказал, что он доверяет своему телохранителю, и не важно что люди о нем говорят, ведь о его дочери они тоже ничего хорошего не сказали.
«Ведьмак 3: Дикая Охота»: В тайной комнате во дворце в Вызиме, Геральт находит старую записку в которой описана подробная инструкция, как повторно вызвать проклятие стрыги. Также в ходе выполнения квеста «Охота за Младшим», ведьмак и Роше, могут застать Радовида за игрой в шахматы, если внимательно присмотреться, то можно уловить некоторое сходство ферзя с Аддой.
Адда - единственная стрыга, встречающаяся в книжной и прочих адаптациях вселенной о ведьмаке. Белый Волк дает ужасному монстру, убивающему и пожирающему всех на своем пути, второй шанс на нормальную жизнь. Мифологический образ стрыги и образ, созданный Анджеем Сапковским, имеют неоспоримое сходство, что неудивительно. Именно в Польше, родине вселенной о Ведьмаке, сказания о стрыге получили наибольшее распространение. Данное изображение упырицы как нельзя кстати вписывается в атмосферу «The Witcher» как образец славянской культуры и мифологии.
Кикимора. Описание и истоки образа
Кикимора является одним их наиболее популярных персонажей сказок. Кикимора встречается в сказаниях и легендах разных народов, но более широкое распространение они получила на территориях современной России и Беларуси.
Первые упоминания кикиморы в историко-литературных памятниках датируются началом семнадцатого века. Самым ранним упоминанием о кикиморе стала запись в деле Разрядного приказа 1636 года. Дело было заведено на некого крестьянина, скончавшегося в ходе следствия после третьей пытки, не признав свою вину. Его обвиняли в ведовстве, а также в том, что он наслал нечистого духа на крестьян. Также было указано, что этот злобный дух наводил беспорядки в округе, губил скот и пакостил в домах, а звали его кикимора. Именно этот образ существа послужил прототипом для персонажа кикиморы и получил широкое распространение в различных сказаниях и легендах.
Внешний облик
Кикимора – существо, в большинстве своем, женского пола, меняющий свой облик в зависимости от ситуации, она может быть маленькой девочкой, уродливой старухой или же прекрасной девушкой, а в редких случаях мужчиной или стариком. Образ кикиморы зависел от человека, повстречавшего ее. Чаще всего кикимору видели, как старуху или ребенка, разодетого в лохмотья и держащего в руках деревянную, заостренную палку. Однако, если она предстанет в облике девушки у нее либо совсем не будет одежды, либо это будет длинная рубашка белого, красного или же черного цвета. Также были замечены и такие описания кикиморы, как карлики, или же малютки с тонким, как соломинка телом.
Кикимора может принимать разные облики, и даже такой
В Вологодской губернии считали, что кикимора обитает только в домах, по причине того, что она настолько худая и ее может унести ветер. В Беларуси кикимору описывали как чудище с мохнатыми руками, и торчащим из-под лохмотьев хвостом.
Крестьяне верили, что кикимора обитает чаще всего в заселенных людьми домах. Если в семье царил беспорядок и непонимание, то это обиталище как раз для кикиморы. Кикимора ведет преимущественно ночной образ жизни, днем она скрывается и ведет себя тихо, ну а ночью идет вразнос: пелена невидимости спадает, и кикимора начинает свои проказы. В основном, эти пакости были бытовыми вроде ночного хихиканья, перемещения мебели, порчи посуды, вырывания или запутывания волос спящим людям, а также нанесения какого-либо вреда живности в хозяйстве.
Также люди верили, что увидеть кикимору воочию сулит большие неприятности как в семье, так и в быту. Действия кикиморы направлены на нанесение эмоционального вреда людям, если же ей удастся выжить их из дома, то переезд чаще всего не помогал, злобный дух атаковал семейство и на новом месте жительства. Поэтому люди любыми способами старались избавиться от кикиморы.
Влияние кикиморы на людей и способы избавления от нее
Доверчивость детей делает их более уязвимыми перед кикиморой, поэтому они становятся самыми частыми жертвами этого злобного духа. Кикимора воздействует на неокрепшую детскую психику, и они становятся капризными, непослушными, а в некоторых случаях - обозленными. Слишком долгое проживание с кикиморой приводит к плачевным результатам, взрослые сходят с ума, а дети бесследно исчезают.
В некоторых былинах сказано, что эти злые духи до смерти боятся таких домашних животных как кошки или собаки, потому что животные ее видят и могут прогнать.
В сказаниях также упоминается, что кикиморой может стать душа недоношенного ребенка, либо являться результатом насланной на семью порчей. В зависимости от природы появления злого духа существовало и несколько способов его изгнания. Если кикиморой стала душа младенца, то ее можно задобрить, убрав в доме и вымыв полы. В случае неудачи, кикимору можно прогнать каленым железом и постоянно поддерживаемым в доме огнем. После обряда изгнания следует подмести полы веником из полыни, повторив три раза такой заговор: «Кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнём-полымем, зальют чёрной смолою».
Если же кикимора является следствием наведенной порчи, то избавиться от нее будет сложнее, хозяевам дома необходимо найти предмет с помощью которого наводилось проклятие и сжечь его.
В мифологии славян кикимора противопоставляется домовому. Злой дух, скрывающийся во тьме и сеющий вокруг себя только хаос и беспорядок. Образ кикиморы часто встречался в славянских сказках, а также в советских мультфильмах. В этих источниках она была неотъемлемой части «команды», состоящей из бабы-яги, водяного и Кощея Бессмертного. Также как и ее «коллеги», кикимора представлялась отрицательным персонажем, которого главному герою нужно было победить или перехитрить.
Кикимора. «The Witcher»
Каким бы самобытным и оригинальным не был мифологический образ кикиморы, он, к сожалению, никак не связан с тем, что представлен в книжной и игровой вселенной «The Witcher», в которой кикимора предстает в виде жуткого гигантского насекомого.
Описание
В книжной саге о ведьмаке описание внешнего вида кикиморы достаточно спорно, в рассказе не упоминается ее схожесть с пауком, да и вообще с кем бы то ни было. Однако есть версия, что кикимора – это одноглазое существо, покрытое чешуйками, ростом со среднего человека; обитает во влажных зонах, вблизи рек и на болотах.
Кикиморы в игровой вселенной «The Witcher» представлены как трахейнодышащие существа, обитающие в основном на болотах. Вытянутые челюсти сильны настолько, что без труда могут перекусить позвонки противника, а ядовитые слюна и слизь, выделяемая кожей, оставляют ожоги и раздражения. Прочный панцирь и необычайная проворность делает их почти неуязвимыми.
Как и многие насекомые, кикиморы живут колониями с четко распределенными обязанностями каждой особи. У кикимор существует разделение на три касты: кикимора-рабочий, кикимора-воин, кикимора-королева (матка). Иерархия кикимор подобна колонии муравьев, вся семья трудится на благо кикиморы-королевы, а также занимается уходом за потомством и обеспечивает матку и молодняк пропитанием. Устраивая свое гнездо, кикиморы отдают предпочтение темным и влажным местам, чем и обусловлено их появление в пещерах и в болотистых местностях.
В бестиарии ведьмака о кикиморе есть следующая запись:
Воистину, сложно найти более уродливую тварь. Вид этого не то таракана, не то паука вызывает у дам обмороки, а у мужиков отвращение. От кикимор-воинов несет болотным запахом. В связи с этим я настоятельно требую убрать образец №88 из университетского актового зала. И сразу отвечу на ваш вопрос: а что же потом с ним делать, скажу - выкинуть его в навозную яму.
Некоторые ученые утверждают, что кикиморы ведут себя как муравьи. Они подразделяются на рабочих, которые выполняют всю работу, и воинов, которые их защищают. Жизнь колонии кикимор сосредоточена вокруг огромной, постоянно несущей яйца самки. Ландшафт вокруг обиталища королевы напоминает пустыню. Единственное, что остается там — это скелеты тех несчастных существ, которые не успели убраться оттуда вовремя. Даже птицы на деревьях не поют.
Кикиморы — это живое оскорбление богов, самые уродливые твари на свете. Они отвратительны в силу своей схожести с пауками, и даже самые мелкие из них - рабочие - смертельно опасны. Так говорят люди необразованные, суеверные и глупые. Истина совсем в другом! Кикиморы-рабочие редко появляются около поселений людей, и даже тогда нападают только, если им грозит опасность. Есть ли в мире что-то более прекрасное, чем кикимора, символ упорного труда, изобретательности и предусмотрительности?
Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что мнения людей по поводу существования кикиморы разделяются. Кто-то уверен в том, что кикиморы – зло и миру станет легче если их всех истребить. Другие же напротив считают, что кикиморы специально на людей не нападают, да и вообще живут вдалеке от поселений, а потому исчезающий вид надо сохранить.
Как себя вести при встрече с кикиморой
В книжной вселенной есть только описание внешнего вида кикиморы, а вот в игровой саге, Геральт встречает их постоянно в качестве рядовых монстров. Также примечательно то, что в ведьмачьих предписаниях рекомендовано без острой необходимости не убивать кикимор, в особенности кикимору-королеву.
Если все-таки встреча произошла, а битва неизбежна, то нужно быстрее от нее убегать, даже не смотря на проворность, она недостаточно быстра, особенно если существо большого размера. Панцирь кикимор настолько крепкий, что его нeвероятно сложно пробить, нужно иметь молниеносную реакцию и должную сноровку, чтобы добраться до брюшной части монстра. Если же ведьмак допустит хотя бы одну малейшую ошибку, то ядовитая слюна и сильные челюсти кикиморы заставят страдать нерадивого убийцу чудовищ.
В первой части игры «The Witcher», в конце третьей главы, Геральт встречает кикимору-королеву, с которой тактика боя только одна: бежать к выходу из пещеры, и при удачном стечении обстоятельств воспользоваться знаком «Аард» и постараться обрушить на нее свод пещеры. Если же ведьмак вступит с кикиморой в схватку, она незамедлительно его убьет. В других частях игры кикиморы являются частью квестов (разного рода контрактов), а также рядовыми монстрами, встречающимися на пути Белого Волка.
Вывод
Образ мифологической кикиморы кардинально отличается от книжной и игровой вселенной «The Witcher». Если в мифологии славян это злой дух, со своей историей, то в книжной и игровой вселенной — это огромный монстр, что-то вроде насекомого, пришедший в этот мир после катаклизма – «Сопряжение Сфер».
Различие этих двух видов можно объяснить тем, что писатель родом из Польши, а там все же не были так популяризированы сказки о кикиморе, как например на территориях современных Беларуси и России. Также вероятно и то, что мифологическая кикимора все же очень похожа на злого прибожка или иного призрака, и дабы не наводнять аналогичными существами свою историю, автор придумал образ «инсектоида» и дал ему знакомое название.