Регис, Детлафф, Скрытый

В этом мире нет никого, кто мог бы справиться с мощью бессмертного создания с нечеловеческой силой; некоторые называют их монстрами, другие сочувствуют им, из-за их природной зависимости и страданий, которые готовит им жизнь, третьи почитают их словно богов, а четвертые боятся и мечтают никогда не встречаться с таким ужасом, но равнодушными высшие вампиры не оставляют никого.

Их легко спутать с обычными людьми, за их жизнью очень интересно наблюдать. Во вселенной высшим вампирам уделено очень много внимания не только в играх, но и в книгах Анджея Сапковского.

Мифология

Явление ужасных ночных существ, которые охотятся на людей ради того, чтобы насытиться их кровью, возникло в мировой культуре очень давно. Об этом свидетельствуют древние археологические находки времен шумеров и вавилонян. Тогда их не называли вампирами и относились как к обычной нежити, смешивая со стандартной дьявольщиной, многие из которых были рассмотрены в о вампирах мира «Ведьмак».

В этой статье будут рассмотрен каноничный образ бессмертного кровопийцы, который спит в гробу, выглядит как обычный человек и может превращаться в летучую мышь.

- Это вампир, наверное, он здесь регенерирует.

- Еще пять минуточек… Что, уже 1358?

- Нет.

- Ну так и пиздуйте отсюда!»

The Witcher 3: Wild Hunt

В историческом контексте, появился данный образ не так давно, и приобретал все характерные черты на протяжении последних столетий существования этого мира. Массовое помешательство на вампирах началось в XVIII веке. Первая исторически засвидетельствованная волна паники по поводу вампиров пронеслась по территориям восточной Пруссии и Габсбургской монархии в 1721 году.

В те годы в состав Австрии вошли территории Боснии, Сербии и Румынии. В балканских странах к легендам о вампирах привыкли с незапамятных времен, но вот для австрийцев они были чем-то неестественным. Из присоединенных территорий в Австрию начали поступать массовые жалобы, на якобы учинённый вампирами террор. Обескураженные власти попытались в происходящем разобраться.

Первая задокументированная история о вампирах связана с заметкой в газете «Wiennerische Diarium» 1722 года. Жители села Кисильева под Великой Градишкой рассказывали, о некоем Петре Благоевиче. Он погиб в свои 62 года после того, как его лягнула лошадь. На третьи сутки, после своих похорон он явился к собственному сыну и попросил у того поесть. Парень же отказался кормить не упокоенного предка. В последствии, в селе умерло 9 человек вместе с тем самым сыном Петра. По свидетельствам "очевидцев", к каждому из умерших приходил покойный Петр Благоевич и выпивал у них кровь.

На местного разгулявшегося вурдалака сельчанине обратились с жалобой к местному чиновнику, тот принял решение вскрыть могилу в присутствии священника. Как оказалось, тело Благоевича даже не начало разлагаться. Его сердце проткнули осиновым колом и сожгли. После этого, смерти в селе прекратились.

Интересно то, что Кисильево до сих пор существует и является очень притягательным местом для разнообразных журналистов и экстрасенсов. Они исследуют территорию, и в один голос твердят что на месте, где когда-то находилась могила Петра Благоевича чувствуют невероятно мощное энергетическое поле.

Следующий случай вампиризма связан с именем гайдука Павла Арнаута, села Медведжи и датируется 1731 годом. После смерти Арнаут являлся нескольким людям, которых вскоре находили мертвыми. За несколько дней в Медведжи погибло около 12 человек. По просьбам жителей в село прибыл австрийский врач Глазер. Он расспросил родных жертв вампира и установил, что причиной смерти было длительное голодание. Сельчан такой ответ не устроил, они отвели Глазера на кладбище, врач был поражён тем, что том увидел. Некоторые тела не были повреждены.

Врач не знал, что делать, и вызвал в Медведжи целую комиссию военных врачей во главе, с довольно известным на то время, доктором Иоганном Флюкингером. Тот, в свою очередь, провел расследование, осмотрел 40 последних умерших в селе людей. В ходе расследования было выявлено 17 тел, которых не затронуло разложение. Доктор Флюкингер приказал обезглавить их и вбить в сердца осиновые колья, а потом сжечь.

Флюкингер провел в селе еще некоторое время, и довел свое расследование до конца. Результат был следующим: врач утверждал, что покойный вампир Арнаут пил кровь коров, а потом люди ели их мясо, которое становилось заразным. Поев мясо, заразных коров сельчане умирали и превращались в вампиров. Отчет с такими выводами исследований был предоставлен императору Австрии.

В следующем же году был написан художественный рассказ о тех событиях и, в частности, о расследовании. История была сильно приукрашенной версией отчетов Флюкингера, и сразу же стала крайне популярной. Она разошлась по всей стране даже стала бестселлером на ярмарке в Лейпциге. В том же году отчеты Иоганна Фридриха Глазера стали настолько популярными, что привело к массовой вампирской истерии по всей Австрии.

В современном медицинском сообществе, этот отчет считают лженаучным, однако истерию, которую он вызвал никто не отменял. Помешательство на вампирах было столь сильно, что просочилась даже высшие круги интеллигенции и ученых. Так, например французский богослов, историк и ученый Антуан Августин Кальме в 1746 году написал книгу «Трактат о явлении духов и о вампирах или призраках Венгрии, Моравия и др.» и хоть он не утверждал, а только предполагал о существовании вампиров. Однако, для простого люда этот текст послужил нерушимой догмой и подтверждением существования восставших из мертвых вампиров.

Несколькими десятилетиями позже личный врач императрицы Марии Терезии, Герард ван Свитен исследовал жалобы крестьян на вампиров. Он смог полностью развенчать миф о вампиризме и приостановить истерию. Герард ван Свитен подверг работы Глазера и Августина непреодолимой критике и в итоге свел истории о вампирах к тому, что они были просто страшными легендами о мистике.

Герард ван СвитенГерард ван Свитен

После того, как люди поняли, что никакие ученые на самом деле не поддерживают теорию о существовании вампиров, разговоры о них существенно поутихли.

Марии Терезиия по совету Герарда ван Свитена издала указ, запрещающий вскрывать могилы после захоронения. Жалобы на буйствующих вампиров практически прекратились.

«Вы не думаете, что существуют вещи, которых вы не понимаете, но которые тем не менее существуют, что есть люди, которые видят то, чего другой не может видеть; но имейте в виду, существуют вещи, которых просто так не увидишь. В том-то и ошибка нашей науки, она всё хочет разъяснить, а если это не удаётся, утверждает, что это вообще не поддаётся объяснению.»

Дракула (Брэм Стокер)

Вспышка вампирской истерии в XVIII веке оставила как археологические свидетельства, так и огромный след в истории. Например, недавно в селе Челаковицы неподалеку от Праги было найдено интересное погребение – кладбище вампиров. Там было похоронено около 12 человек, и все они мужчины в возрасте от 20 до 60 лет. Их тела носили следы противовампирских мер: связанные руки и ноги, отрубленные головы, могилы были завалены тяжелыми камнями. В общем были приняты все меры, чтобы вампир точно не смог выбраться из захоронения.

Локальные вспышки вампиризма, однако случались и намного позже. Из Австрии, легенды очень быстро добрались до Новой Англии конца XVIII начала XIX веков. Главным вдохновителем идей о вампирах является легендарный ирландский романист Брэм Стокер. Об истории написания его культового романа и по сей день ходят легенды. Персонаж граф Дракула Брэма Стокера стал настолько значимым в мировой культуре, что сравнить его можно всего с парой-тройкой вымышленных персонажей в истории человечества. Интересно то, что ирландский писатель создавал свой труд как раз под влиянием вампирской истерии XVIII века, а вдохновлялся он творчеством Шеридан Ле Фаню и его готической, вампирской новеллой «Кармилла». Прототипом образа легендарного Ван Хельсинга стал Герард ван Свитен, тот самый врач, который в конце XVIII века сделал все возможное для прекращения вампирской истерии в Австрии.

Именно образ ужасного вампира по имени граф Дракула, стал прототипом для большинства выдуманных кровососущих монстров нашего мира. Это касается почти всех вампиров современности: от американской комикс-вселенной Marvel и вплоть до польского фэнтези мира «The Witcher».

Каноничный образ высшего вампира - всегда абсолютное зло. Вот самые известные представители вампирского рода в истории.

Граф Дракула Влад Цепеш - правитель Валахии и садист. При дворе которого постоянно происходили жестокие казни и лилась кровь.

Граф Варгоши - правитель, живший в центральной Европе и проводивший весь досуг за оргиями, извращениями и кровавыми казнями. Он покончил жизнь самоубийством во время одной из наиболее диких оргий.

Графиня Елизавета (Эржебет) Батори - психопатка, убившая сотни невинных девушек. Она пытала их, а если верить сказаниям, то еще и купалась в их крови.

Доктор Генрих Шпатц - врач, который помогал богатым людям за деньги, а бедных забирал к себе в подвал, мучил их, убивал и занимался каннибализмом.

Фриц Харман - серийный убийца, которого из-за жестокости суд отказался признавать человеком и объявил вампиром, и еще много и много других.

Нужно понимать, что именно писатели начали процесс романтизации образа вампира, и это самая романтизация не имеет ничего общего с легендами и сказаниями, с которых все начиналось. Именно поэтому с точки зрения мифологии, сагу о ведьмаке очень сложно назвать темным фэнтези.

Высшие вампиры в книгах и играх «Ведьмак»

Во вселенной «Ведьмака» вампиры делятся на виды. От обычных животноподобных хищников, до высших особей, которым нипочем жажда крови и любые стереотипы. В этой статье речь пойдет о самых развитых вампирах, тех, которые выделяются даже среди своих соплеменников и являются крайне интересными персонажами со всех точек зрения. В книжной саге о ведьмаке такой интересный персонаж вампир только один - Регис. В игровой же вселенной кроме друга ведьмака есть еще двое: Детлафф и Cкрытый.

Регис книжный

«Трудно требовать от человека, чтобы он освободился от страхов. Страхи выполняют в психике человека не менее важную роль, чем все остальные эмоциональные состояния. Психика, лишённая страха, была бы психикой ущербной. Увечной.»

Крещение огнём (Анджей Сапковский)

Эмиель Регис Рогеллек Терзиефф-Годфрой впервые появляется на страницах саги «Ведьмак» в романе «Крещение огнем». Геральт из Ривии, находящийся в процессе поиска Цири после ужасных событий на Танедде в компании Лютика, Мильвы (настоящее имя которой Мария Барринг), Золтана Хивая и многих других краснолюдов и беженцев, встречает его на кладбище в Фэн Карне. Регис представился цирюльником. На вопрос о том, что обычный цирюльник делает в разгар войны черт знает где, Регис отвечает, что он еще и немного врач, и собирает травы в Фэн Карне и дистиллирует эликсиры. Цирюльник приглашает Геральта и его компанию к себе домой и угощает всех самогоном из мандрагоры. Он удивляет ведьмака своей наблюдательностью, и быстро определяет, что Геральт был тяжело ранен был вылечен дриадами Брокилона.

Регис, гвинтРегис, гвинт

Утром Регис принимает решение присоединиться к компании ведьмака, и с того времени он становится одним из центральных персонажей сюжетной линии Геральта из Ривии. В лагере беженцев Регис спасает безумную девушку, которую окрестил нечестивой ведьмой, жрец одного из новых культов. Он достает из огня раскаленную добела подкову и не обжигаясь подносит ее к жрецу. Этот инцидент вызывает у Геральта серьезное подозрение, но времени на разбирательсва нет, лагерь беженцев становится местом стычки войск Нильфгаарда и Темерии. Геральт вместе с Лютиком попадают в плен ко второй армии и оказываются в форте Армерия. На спасение они уже не надеятся, но ночью их в одиночку освобождает Регис, и Геральт наконец понимает, что цирюльник вовсе не так прост каким казался вначале, и Регис вынужден был объясниться.

Он рассказывает, что он высший вампир, который живет уже 428 лет и является потомком тех самых потерпевших крушение несчастных существ, застрявших среди людей после сопряжения сфер. Сумку с травами он носит для того, чтобы перебивать запах вампира, и чтобы чувствующие этот запах звери не пугались. В молодости Регис был кровожадным вампиром, он убивал людей и упивался их кровью. Но однажды его схватили, облили святой водой, отрубили голову и закопали под землю, у него были десятилетия для того, чтобы и подумать о своей жизни. Когда Регис окончательно восстановился, он решил нести в этот мир добро и сострадание и полностью отказался от убийств и крови.

После рассказа о своей жизни вампир удивляется тому, что Геральт не желает его убить. Ведьмак же говорит, что взялся бы за этот заказ только если бы оплата была дьявольской, Геральт сомневался, что в этом мире хоть кто-то сможет заплатить такие деньги.

Регис уходит от компании Геральта, но, позже возвращается. Именно он становится последним членом команды по поискам Цири, которая включала в себя нильфгаардца Кагыра, лучницу Мильву, Лютика, Региса, Ангулему и Геральта. В течении всего повествования Регис выступает добрым и мудрым персонажем. Он умеет читать мысли, любит отвечать на вопросы еще до того, как они были заданы, спокойно питается обычной пищей и полностью отказался от человеческой крови.

Анджей Сапковский устами Региса, объясняет то, как он видит вампиров. Регис очень много рассказывает о вампирских обычаях, о своей молодости и о том, как кровь действует на ему подобных существ. Также, польский писатель показывает читателю образ существа, который даже родившись злом, смог стать добрым.

Преодолев свою сущность, Регис спасает Мильву когда у той происходит выкидыш, он помогает в битвах с наемниками Скеллена и Вильгефорца. Позже он спасает Геральта от тяжелого выбора, закрутив роман с суккубом из Туссента, которого попросила убить Анна Генриетта, но просили пощадить многие мужчины в этом княжестве.

Чародейка Фрингилья Виго, с которой во время пребывания в Туссенте закрутил нешуточный роман Геральт, говорила ложе чародеек, что среди всех спутников ведьмака, только Региса ей не удалось раскусить.

Регис и суккуб из Туссента на крыше зданияРегис и суккуб из Туссента на крыше здания

Регис и суккуб, артРегис и суккуб, арт

Регис добрый и верный друг Геральта. Его, как и всех остальных судьба приводит в замок Стигга. Там он выступает незаменимой боевой единицей, и впервые за долгие годы пьет человеческую кровь, убивая подручных императорского коронера Стефан Скеллена. Но он переоценивает свои силы и пытаясь спасти Йеннифэр и Геральта, нападает на чародея Вильгефорца. Чародей с легкостью ускользает от вампира и буквально разрывает его своими руками, он направляет на Региса поток белого огня, от которого плавится колонна в зале, и вместе с ней плавится тело вампира, превращаясь в бесформенную глыбу.

Вильгефорц убивает РегисаВильгефорц убивает Региса

После боя с безумным чародеем Йеннифер интересуется у Геральта кем был Регис

– Кто это был, Геральт?

– Друг. Мне будет его недоставать.

– Он был человеком?

– Он был воплощением человечности.

Геральт и Йеннифер

В книжной саге о ведьмаке Регис скорее всего мертв, он не смог бы регенерировать из состояния, в которое его превратил Вильгефорц. После битвы ложи чародеек от замка Стигг остались одни руины. В игровой же серии польская студия вернула Региса к жизни и сделала его одним из главных лиц дополнения .

Регис в игре

В книгах читателям дали слегка уловимый намек на то, что на самом деле Регис жив, но в игровой версии он предстал в роли главного связующего звена сюжета дополнения «Ведьмак 3: Дикая Охота – Кровь и вино».

По заказу Анны Генриетты Геральт ищет бестию из Туссента, которая терроризирует княжество. Ведьмак выходит на ее след и выясняет что бестия — это высший вампир, с которым ему приходится сразиться. В схватку вмешивается Регис, и Геральту приходится выяснять обстоятельства всех событий вместе со старым знакомым. Оказывается, что после стычки с Вильгефорцем, Регис выжил благодаря другому высшему вампиру по имени Детлафф. Тот помог Регису регенерировать, жертвуя своей собственной кровью. Детлафф оказывается существом эмоциональным и неуравновешенным. Именно он является той самой бестией из Туссента. Он имеет власть над низшими вампирами, и в отместку за разбитое сердце пытается утопить Туссент в крови, но на пути у него становится Геральт.

Регис артРегис арт

Регису же приходится выбирать сторону. Старого друга, с которым прошел через огонь и воду, либо соплеменника, который спас тебе жизнь. Высшего вампира может убить только равный по силе другой высший вампир, и Регис делает этот сложный выбор.

Детлафф ван дер Эретайн погибает от рук вампира, которого сам же спас. Регису невероятно тяжело, ведь он пытается быть добрым и поступать правильно. Этот выбор причиняет ему боль.

Детлафф, Бестия из БоклераДетлафф, Бестия из Боклера

Родителями Региса однозначно были вампиры из иного мира, как сам Регис отмечает что его полное имя соответствует вампирской традиции, в то время как Детлафф по меркам вампиров родился совсем недавно. Его родителями были живущие в Неверлэнде особи, об этом говорит имя Детлаффа соответствующее традиции людей Неверлэнда.

Детлафф, артДетлафф, арт

В мировой мифологии очень сложно найти аналоги Региса, так как совестливых и добрых вампиров там почти нет. Но их много в литературе и кинематографе, фильм - яркий пример тому, насколько ужасному на первый взгляд существу может быть тяжело и сложно жить «правильно» в этом мире.

Скрытый

Регис и Детлафф - могущественные вампиры, но есть некто вне конкуренции и вне обычных рамок сравнения этого вампира. Хочется назвать его не просто высшим, но истинно высшим существом это Скрытый. Один вид его мертвых глаз, вкупе с неподвластным человеческому пониманию вечным дозором в пещере Хен Гайдт, нагоняет невероятное отчаяние и понимание полного бессилия.

«Добраться до него и говорить с ним — всё равно, что балансировать на тонком канате над озером с кипящей лавой».

Регис о Скрытом

«Хотите верьте, хотите нет, но высшие вампиры — существа чрезвычайно строгой иерархии. Так, по крайней мере, утверждал Регис. Чем старше вампир, тем большим он пользуется уважением, тем больше послушание и тем более суровая кара грозит тому, кто противится его воле.

Один из таких вампиров жил в Боклере, в пещере, куда вампиры были перенесены во время Сопряжения Сфер. И именно к нему решили обратиться Геральт и Регис, когда им понадобилась помощь, чтобы найти Детлаффа.

Проблема была в том, что древние представители вампирской расы были не дружелюбны. Конкретно этот же настолько не любил, когда ему мешают, что Регис и сам дрожал от одной мысли о том, что придётся нарушить его покой.

Оказалось, что беспокойство, которое ощущал Регис перед встречей со Скрытым, ни в коей мере не было лишено оснований. Хотя в конце концов Геральту и удалось убедить древнего вампира помочь, ведьмак чуть было не заплатил за это своей жизнью и жизнью Региса. К счастью, все кончилось хорошо: Геральт и Регис покинули логово Скрытого живыми, и получили гарантию, что Детлафф явится в Тесхам Мутна.»

Запись в дневнике

Точно нельзя сказать кто такой Скрытый, но если попытаться объяснить простыми словами, то это предводитель всех вампиров проживающих на территории Туссента. Связь Скрытого со всеми остальными вампирами сверхъестественная, одно слово скрытого или даже одна его мысль способны заставить любого вампира повиноваться его воле. Похоже, что Скрытые кто-то вроде главы рода вампиров, от которого пошли все остальные особи в Неверлэнде. Он кто-то наподобие ментального отца для всех вампиров на определенной территории. Вся территория Неверлэнда поделена между собой такими же Скрытыми, они не всегда затворники, но всегда смертельно опасны для людей. Если бы Скрытые решили восстать против человечества, трудно было бы вообразить силу, которая смогла бы их остановить.

Скрытый, Witcher 3: Blood and WineСкрытый, Witcher 3: Blood and Wine

У скрытых есть важная миссия – сохранение врат между мирами. Все вампиры являются просто жертвами катаклизма Сопряжения Сфер. Неверлэнд для них чужд, а порталы закрылись после того, как перенесли вампиров в этот мир. Они до сих пор не активны и возможно останутся таковыми на протяжении сотен или даже тысяч лет. Скрытых это не остановит, они будут ждать до окончания веков, они бессмертны, и сотня лет для них лишь миг, а другой цели существования кроме возвращения в родной мир они представить себе не могут. Даже когда Геральт просит Скрытого помочь выманить Детлаффа, тот внемлет только одной причине – угрозе того, что на вампиров объявят охоту, а свод пещеры с вратами в иной мир просто разрушат.

Скрытый выглядит совсем не как человек, он высок, смертельно бледен, вероятно, из-за затворнического образа жизни, а также он невероятно худой. Все его тело покрыто странными отметинами, которые складываются в символы неизвестного языка, также, на груди у него находится знак в виде глаза. Возможно, этот знак символизирует вечный дозор, который несет Скрытый.

С символикой, которая вытатуирована на теле Скрытого в Туссенте есть несколько алтарей. Похоже, это часть культуры вампиров Неверлэнда. Интересно то, что на фреске на стене пещеры Скрытые изображены в человеческом виде с перепончатыми крыльями, это говорит о возможности вампира раскрывать эти крылья без необходимости обращаться в большого нетопыря. Известно и то что всем Скрытым намного больше полутора тысяч лет, ведь все они пришли в этот мир во время Сопряжения Сфер. Их сила корнями уходит в другой мир и поэтому она столь велика, и не зависит от природных источников как у магов людей.

Высший вампир, фреска на стенеВысший вампир, фреска на стене

Вампиры в Неверлэнде постепенно вырождаются, и их сила слабеет. Вампиры, вероятнее всего, размножаются обычным, схожим с человеческим способом. Они ищут себе пары, умеют любить и испытывают всевозможные переживания. Возможно, и Скрытые когда-то были просто высшими вампирами, которые эволюционировали и посвятили себя единственной миссии.

Как можно убить Скрытого и вообще возможно ли это, неизвестно, скорее всего, столь могущественные существа погибают только в схватках друг с другом.

Мотивация у Скрытого только одна – сохранение врат в другой мир. Потому, как-то повлиять на него можно только оперируя этим единственным аргументом.

При создании Скрытого в студии CD Projekt RED вдохновлялись образами графа Дракулы, графа Орлока из культового фильма «Носферату. Симфония ужаса» и более свежим обликом предводителя вампиров Виктора из серии фильмов «Другой мир».

В мировой мифологии вампиров столь со столь огромной силой люди представить не могли, предпочитая надеяться, что от вампира спасет осиновый кол или святая вода.

Образ Скрытого из «Ведьмак 3: Дикая Охота» получился невероятным и запоминающимся. Именно его вид лучше всего отображает облик всесильного и беспощадного зла, которому по счастливой случайности просто нет дела до каких-то там людей.