Внимание! Далее следуют спойлеры к фильму «Джокер»
Финал фильма Тодда Филлипса «Джокер» должен был быть шуткой для аудитории. Зрителям поведали историю появления Джокера. Они увидели, как Артур Флек прошел путь от уличного клоуна с психическим расстройством, до невольного лидера восстания против правящей элиты Готэма. В этой истории Артур показан как человек с трагичной судьбой, который никогда не получал любви и поддержки от матери, коллег, соседей и от общества в целом. Фильм показывает зрителям несчастных жителей Готэма, которые надев маски Джокера, разрывают город на части, а один из этих бунтовщиков убивает Томаса и Марту Уэйн, что станет толчком для Брюса Уэйна к становлению Бэтменом. Джокер становится причастным к появлению Бэтмена, а не наоборот.
А потом оказывается, что это всего лишь история, рассказанная психиатру в психиатрической лечебнице, где содержится Артур Флек. Фильм оканчивается тем, что Джокер убивает психиатра и за ним гонятся по лечебнице.
Так что же это? Настоящая история происхождения Джокера или плод больного разума? Ответ: это не имеет значения, потому что режиссер Тодд Филлипс хотел сохранить обе эти линии.
Фильм затрагивает важные проблемы, такие как душевное расстройство, общественные волнения, но не знает, как с ними быть. Ведь тогда нужно будет выбрать сторону, а это противоречит нигилистичному и хаотичному характеру главного персонажа. Но даже тут фильм находится в неловком положении, пытаясь объяснить происхождение Джокера, не раскрывая подробных деталей. Например, зрители узнают, что Артура унижала мать. Потом он ее убивает. И никакой информации о домашнем насилии, просто шокирующий момент, который ведет к другому шокирующему моменту.
История Артура затрагивает важную проблему, но зрителю не предлагают останавливаться на этой проблеме, потому что это означало бы необходимость исследования и разрешения этой проблемы, доведения ее до апофеоза. Вместо этого режиссер Филлипс делит фильм на две части, в каждой из которых он не может дать полноценный ответ, что именно имеет значение в данной истории. Обе не могут быть правдой, поскольку взаимоисключают друг друга, оставляя неопределенное послевкусие вместо приятной двусмысленности.
Если бы Тодд Филлипс следовал аспекту происхождения Джокера, у него получилось бы что-то довольно интересное. В показанной истории, не смотря на все ее недостатки, история Бэтмена была перевернута с ног на голову утверждением Джокера о том, что грань между героем и злодеем весьма призрачна. Если Бэтмен может вдохновлять жителей Готэма, то почему не может Джокер? Ведь когда настают темные времена, разве люди в равной степени ищут вдохновение в тех, кто представляет хаос и насилие и в тех, кто олицетворяет порядок, честь и справедливость.
То, что Джокер является причиной появления Бэтмена – это отличный способ взглянуть на историю под другим углом, разрушив классическое представление о данных персонажах. Если цель режиссера была в том, чтобы разрушить стереотип фильмов о супергероях, показать становление злодея так, как обычно показывают становление героя было бы лучшим способом для достижения этой цели.
Но, к сожалению, у Тодда Филлипса не хватило смелости следовать своим убеждениям, поэтому в последний момент он пасует, как бы говоря: «Ну, может быть это все придумано Джокером и ничего этого и не было». В фильме есть несколько «звоночков» того, что Джокер – «рассказчик» не надежный, когда например он бьется головой о стекло в больнице и обнаруживает, что его соседка Софи (Зази Битц) не является и никогда не была его девушкой.
Тодд Филлипс, режиссер "Джокера"
Но поскольку Джокер не является основным «рассказчиком» истории, финал выглядит смазанным и не имеющим смысла.
Если весь фильм, или часть его – плод воображения Джокера, то он должен иметь доступ к вещам, которые он не мог знать, например, появление Бэтмена. Да, можно подумать, что Джокер знает, что Томас Уэйн с женой вошли в тот переулок и были убиты на глазах своего сына, но опять-таки, это фильм, который не может заполнить пространство между хаотичным нигилизмом и значимой расплатой. Имеет ли значение Томас Уэйн для Джокера, и он должен включить этот случай в историю, или же он случайный персонаж, случившийся вследствие того, что Джокер довел город до безумия. В любом случае, режиссер Тодд Филлипс и соавтор Скотт Сильвер пытаются усидеть на обоих стульях.
Финальная сцена призвана заставить зрителя задаться вопросом обо всем, что было ранее, но с какой целью? В одних ситуация Джокер вызывает симпатию, в других – он уже монстр, но простое добавление этого витка сюжета не заставить зрителя переосмыслить все показанное ранее.
«Нельзя верить Джокеру» – напоминает зрителю финальная сцена (если, конечно, Артур – это действительно Джокер, а не просто один из психопатов одержимый клоунами, коих в лечебнице полно). Вместо того, чтобы и далее привлекать аудиторию, Тодд Филлипс разрушает свое повествование отсутствием продолжения и содержания. Можно сделать фильм, где Джокер – это темное отражение Бэтмена. Можно сделать фильм, о том, что жестокому психопату нельзя доверять и верить его рассказам. К сожалению, у Тодда Филлипса не получилось совместить оба эти варианта.