Бестиарий "Ведьмака". Полуденница
Славянские легенды не столь широко известны в мире, и не столь часто используются в литературе, киноиндустрии и видеоиграх. А меж тем Перун ничем не уступает Зевсу, Кощей Бессмертный намного интереснее любого упыря из других мифов, а Баба-яга – это одно из лучших воплощений злой ведьмы. Во всей истории есть всего несколько хороших, всемирно известных проектов, которые активно используют славянскую мифологию. Одним из главных таких примеров является серия книг «Ведьмак» от польского писателя Анджея Сапковского, а также серия компьютерных игр «The Witcher» от польской студии CD Projekt Red.
Славяне всегда были работающим и суеверным народом. С раннего утра и до поздней ночи они работали в поле, не забывая при этом чтить духов природы и предков. Весь день славян — это тяжкий труд, весь день кроме полудня. Для славян полдень — это сакральное, священное время суток, час, когда день делится пополам и преодолевает свою середину. В полдень на полях не работали. Обычай отдыхать в полдень считался нерушимым.
Люди собирались вместе, дожидаясь окончания полуденной жары, и рассказывали страшные истории про злобных духов, которые бродят по полям под жарким солнцем. О духах, которые могут ударить с такой силы, что кровь из носа хлынет. О духах, которые наказывают всех, кто работает в священное полуденное время. О духах, которые могут защекотать до смерти и навечно усыпить человека, или даже выкрутить шею. Речь идет о полуденницах.
Люди верили, что полуденница - это дух поля. Она рождается и умирает вместе с полем, а потому следит за тем, чтобы люди правильно его обрабатывали. Если вдруг кто-то осмелится работать в поле в полдень, полуденница выследит этого человека и будет загадывать загадки. Если человек не разгадает хотя бы одну из них, полуденница может сильно ударить его по голове или даже убить.
Есть поговорка, которая характеризует надоедливых и приставучих людей про таких говорят: «Выспрашивает, как полуденница!»
Образы, которыми наделяют полуденниц в различных сказаниях отличаются. Чаще всего, их представляют высокими, стройными и красивыми девушками. Одетыми в белое платье, с большой грудью и длинными до самой земли золотистыми волосами.
Полуденницами пугали детей, чтобы те не лазили по чужим огородам, а также о них рассказывали молодым девушкам, которые ленились и недостаточно много работали в поле. Говорили, что полуденница любит танцевать, и ежели она встречала какую-то девушку, то может пуститься с нею в пляс, аж до самого заката. Если девушка выдержит и перепляшет духа, она получит богатое приданое. Беда в том, что переплясать полуденницу почти невозможно, ведь она не знает усталости, и танцует с такой грацией, что любой, кто увидит ее танец очаруется невиданной красотой.
Девушки в эти истории верили и на следующий день работали с утра и до заката, надеясь встретить полуденницу и переплясать ее.
«Не играй в загадки с полуденницей, ибо на те вопросы, которые она тебе задаст, в мире еще не придумали ответа»
Пример косплея
В игре «The Witcher» образ полуденниц (в англ. варианте: "Noonwraith") связали с образом обычных злобных призраков, которые привязаны к миру страданиями или незавершенными делами. В бестиарии «Ведьмака» про полуденниц есть следующая запись:
«В особо жаркие дни на полях иногда появляются призраки, напоминающие иссушенных солнцем женщин, одетых в длинные белые одежды. Это полуденницы — духи женщин и молодых девушек, которые умерли насильственной смертью, непосредственно перед или после своей свадьбы. Обезумевшие от боли и ненависти, кружат они среди нив в поисках своих прежних неверных любовников или соперниц, убивают каждого, кто попадётся у них на пути. От перехода в иной мир их обычно удерживает некий предмет, имеющий для них особое эмоциональное значение. Поэтому, найдя в чистом поле обручальное кольцо или порванную фату, лучше их не поднимать, а как можно скорее удалиться»
Полуденницы появляются исключительно в сельской местности, в основном недалеко от мест своей смерти. Жертвами полуденниц, чаще всего, становятся работающие в поле крестьяне или играющие дети.
Лучше всего образ игровой полуденницы раскрывается в «The Witcher 3:Wild Hunt» в квесте «Белая Дама» (ориг.: "Contract: The White Lady").
Люди в пригороде Новиграда, боялись выйти на поле, и каждый кто осмеливался это сделать, погибал от призрачных рук полуденницы. Ее также называли Белой Дамой. Деревне грозил голод, и четверо не самых смышлёных смельчаков напились и решили, что Белая Дама свирепствует на полях, потому что при жизни никакой нормальный мужик ее в постель не затащил. Они решили, что Белой Даме нужно показать, как выглядят настоящие мужчины. Пошли на поле и сгинули все вместе. В итоге, вся деревня скинулась на услуги ведьмака. Ему пришлось самолично выполнять задачу по укрощению Белой Дамы.
Оказалось, что эта полуденница – дух девушки, которую насильно выдали замуж за нелюбимого. После первой брачной ночи, она украла у мужа стилет, сбежала в поле и наложила на себя руки. Именно эта девушка и стала злобным, кровожадным духом полуденницы. Ведьмаком, который со всем этим разбирался, был Геральт. Он нашел стилет и смог прогнать полуденницу, освободив поля вокруг Новиграда от большого зла.
Примерно так представляют себе полуденницу авторы игры
Образы игровой и фольклорной полуденницы очень сильно расходятся. В первом случае - это злобный, кровожадный призрак, а во втором дух полей, который хоть и может убить, но будет приглядывать за урожаем и помогать. Но только в том случае, если к нему относиться с почтением и не работать в полдень.
Источник: ссылка